Интервью недетского фотографа
Портреты, полезные советы и откровенные ответы на антипедагогические вопросы. Михаил Палинчак — гость Антипедагогики. Ужгород-Киев-транзит. Папа, банкир и фотограф — три в одном! Задайте свой вопрос нашему гостю — и получите ответ из первых рук уст!
1. Ваш отец – фотограф. А Вам в детстве нравилось фотографироваться? Как часто папа Вас снимал? Практически всегда, когда приезжаю к родителям погостить, предаюсь ностальгическим воспоминаниям детства и более старшего возраста, рассматривая старые фотографии отца. Отец снимал очень много и часто, поэтому и фотографий много. И они разные, раскрывающие разные этапы моего взросления, так сказать, и нашей жизни в то время. Очень интересно вспоминать какие-то моменты своей жизни, о которых, кажется, уже давно забыл, но фотографии пробуждают эти воспоминания. Особенно интересно смотреть цветные фотографии 20-25летней давности — тогда это была большая редкость. Понимаешь, что жизнь уж точно не была черно-белой.
Конечно же, как каждый ребенок, я пытался забрать у отца фотокамеру, чтобы самому что-то снять, но сами понимаете, что из этого получалось. Зачастую оказывалось, что в камере не было пленки 😉 Все же лет в 13 отец подарил мне фотоаппарат, и я отснял на нем пару пленок, но поняв всю сложность этого процесса (пленка, ручной фокус, экспозиция и т.д.), я забросил это дело.
2. Когда Вы решили стать фотографом? Это основная профессия? Не боитесь сравнения с отцом, с его работами?
Осмысленно начал фотографировать 4 года назад, когда родители мне снова подарили фотоаппарат. Но я не считаю себя профессиональным фотографом, и фотография не стала моей профессией. Это мое хобби, а сам себя считаю любителем — от слова «любить». Для меня фотография стала уже давно частью жизни, возможностью запечатлеть для будущего крупицы жизни сегодня.
С отцом нас еще никто не сравнивал (в фотографии), так как мы работаем в разных жанрах, но мне бы польстило такое сравнение. У нас была небольшая совместная выставка фотографий, объединенных похожей стилистикой и жанром, но перепутать нас даже в работах все равно было сложно.
3. Помните свой первый фотоаппарат?
Конечно, старенькая пленочная зеркалка Minolta x300. Жаль, что ее уже нет с нами.
4. Вас в школе часто эксплуатировали в качестве фотографа (или больше папу;))? Какие съемки запомнились больше всего?
Не могу сказать, что отца эксплуатировали, но конечно же просили, и он снимал мой школьный период. Сейчас эти фотографии очень интересно рассматривать.
Я начал снимать уже после университета, поэтому меня никто не трогал 😉
5. Каким был Ваш школьный альбом? Что скажете по поводу современных выпускных фотоальбомов?
Когда я оканчивал школу, фотоальбомы только появились на рынке. Тогда это было необычно. Пришел фотограф, отснял весь класс, учителей и потом принес готовые альбомы. Сам по себе альбом интересен, чтобы вспомнить одноклассников, какими мы были 10-20-30 лет назад. Сейчас в школьные альбомы стараются так же вставлять фотографии всего класса во время прогулки… Если бы я делал альбом, я бы попросил всех родителей снести фотографии за все 10 лет обучения их детей. Выбрали бы самые интересные и вставили бы эти фотографии в хронологическом порядке в альбом. Школьный выпускной фотоальбом — это, в первую очередь, память и он должен отображать весь период обучения, а не только последнии дни в школе. (Антипедагогическая ссылка: современные выпускные альбомы и не только — смотрите презентацию)
6. Сегодня многие стали покупать достаточно дорогие камеры. Насколько фотография зависит от параметров фотоаппарата?
Ответ на этот вопрос — поучительный анекдот:
— У вас такие красивые фотографии, наверное, у вас хороший фотоаппарат?
— У вас такой вкусный борщ. Наверное, у вас отличные кастрюли!
Как я люблю говорить, «Снимать можно и спичечным коробком!» — и это действительно так. Классики современной фотографии создавали свои шедевры с камерами, которые неописуемо хуже современных фотоаппаратов. И все же снимали, творили, создавали историю и фотомоду. Современный фотоаппарат делает процесс съемки легче, доступней массам, качественней. Но Фотографию делает фотограф, а не фотоаппарат.
7. Вы – папа. Как часто и по какому поводу снимаете сына? Печатаете портреты малыша или храните в цифровом формате?
С рождением сына я открыл для себя семейную и детскую фотографию. Как и мой отец, стараюсь снимать сына по поводу и без него. Стараюсь запечатлеть все этапы жизни сына, все важные свершения и моменты. Но подхожу к этому вопросу, как мне кажется, более серьезно, чем основная масса родителей. Я стараюсь делать необычные и интересные фотографии и побольше ловить необычных мгновений. Уверен, в будущем ему, его семье и его детям будет очень интересно пересматривать эти фотографии.
Фотографии должна быть напечатана. Только тогда она начинает жить. Изображения в компьютере — холодные и неживые файлики. Необязательно печатать все фотографии. Но лучшие моменты должны быть на бумаге.
8. Принимали участие в родах? С камерой?
Да, как современный отец я не мог пропустить такого этапа в жизни и принимал участие в родах и конечно же с фотоаппаратом. Так что у нас есть фотографии сынишки от самого рождения, когда ему всего пару минут.
9. В каких жанрах фотографии Вам нравится работать больше всего и почему?
Работать — нет. Творить…
Отдаю предпочтение фотографиям повседневной жизни, уличной фотографии, документалистике. Все то, что вписывается в жанровую и стрит-фотографию или же, как говорил Анр*Картье-Брессон, в фотографию «решающего момента»..
Так же в последнее время увлекся метафизической фотографией, но я только в начале этого пути, и многое еще необходимо осмыслить и понять.
Детская фотография очень интересная и увлекательная, так как малыш никогда не позирует, эмоции всегда искренние, и все, что необходимо фотографу, это поместить малыша в красивое окружение и ждать эмоций, фотографировать моменты
10. О чем нужно знать фотографу-любителю для съемки малышей – Ваши советы или антисоветы (чего лучше не делать)?
С советами по съемке детей все очень сложно и индивидуально. Я же все таки не детский фотограф, чтобы давать советы, но из общей практики несколько штук важных!
Блиц
*Ню — (франц. nu — нагой, раздетый) — один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела.
Фотографии — Михаил Палинчак
Полезные ссылки:
Фотографии, которые изменили мир