Ай Вэйвэй: самая крупная выставка

Ай Вэйвэй: самая крупная выставка

В Дюссельдорфе открылась самая масштабная в Европе выставка Ай Вейвея. 

У Антона в руке классный дракон — опять наступила очередь  «Возьми дракона на выходные домой». Про эту школьную традицию уже рассказывала здесь — в 1 классе, а это уже дракон с Антоном во 2 классе.

Ай Вэйвэй: инсталляция Straight

И это был день музеев, день открытых дверей в музеи города (обожаю). Дракону повезло.

Ай Вэйвэй — современный художник, архитектор из Китая. После репрессий, ареста и масштабной кампании в мире по освобождению заключенного Ай Вэйвэя отпускают, с 2015 он живет и работает в Берлине.

“Everything is art. Everything is politics.” — «Всё — искусство, всё — политика».

Фрагмент списка погибших детей из распечатанных обоев на стене

Как думаете, что это за металлические прутья? 164 тонны арматуры, которая была извлечена из обломков школ после разрушительного землетрясения в провинции Сычуань в мае 2008. Металлические конструкции были выпрямлены и уложены вместе в ящики. Отсюда и название инсталляции Straight, ‘прямой, выпрямленный’.

Ай Вэйвэй организовал общественное расследование, которое показало, что из-за коррупции китайских чиновников строения школ не были надежно укреплены, погибли тысячи детей. В апреле 2009 года начинает работать сайт проекта, где Ай с активистами фиксируют имена погибших детей, больше 5000 тысяч (власти скрывали имена погибших, их количество, не было прозрачности и в ходе расследования). И уже в мае китайское правительство блокирует доступ к сайту.

Эта инсталляция впервые выставляется в Европе.

Ящики для арматуры, символ погребения и коррупции

А это знаменитые «Семена подсолнечника». Впервые были продемонстрированы в лондонском Тейт Модерн в октябре 2010. Сейчас расположились в зале К20 на площади почти 650 квадратных метров.

Около 60 миллионов семечек. Фарфоровые семечки, изготовленные и расписанные вручную в регионе Цзиндэчжэнь, который славится китайским фарфором, «тонким, как бумага, и звонким, как колокольчик». Это о том, как сохранить древнее ремесло в эпоху всепоглощающей глобализации.

И с политическим символизмом: Мао Цзэдуна (бывший председатель Коммунистической партии Китая) часто изображали на плакатах на фоне огромного солнца. А китайский народ должен был идти за своим лидером, как подсолнух движется за солнцем.

Подсулнухи

В Тейт Модерн народу можно было сначала ходить по этим семечкам. Но потом оказалось, что выделяется опасная пыль. Поэтому сейчас только смотрим. И некоторые смотрители музея помогают ощутить себя в полицейском государстве, то и дело рявкая на посетителей. Дело в том, что ограничители поставили только в уголках инсталляции. А по периметру зала развешаны работы из цикла Звери по Восточному календарю. И народ снимает в обе стороны: картины и семечки. Кто-то нет-нет и приблизится к семечкам. После рыков блондинистой мадам, свидетелем которых мы стали, не хотелось уже искусства, только свободы, если честно. Тут уже вопросы к организаторам выставки: хотите обезопасить экспонаты? Ставьте сразу ограждения. И работайте с персоналом, конечно. До сих пор испытываю дискомфорт от манеры общения смотрительницы.

Китайская семечка

Год Крысы

Семечки и год по китайскому календарю

Ай Вэйвэй в Дюссельдорфе

Потом мы потопали в К 21, к нему можно и на музейном шаттле доехать бесплатно. С центральной площади перед К20 останавливается каждые 25 минут. Но мы еще успели выпить кофе, кажется. Вообще пауза нужна, чтобы успеть осознать увиденное. В здании музея К21 продолжение выставки Ай Вэйвэя.

Life Cycle, Ai Weiwei, Dusseldorf

«Жизненный цикл», 2018 — хрупкая скульптура (17 метров) из 100 фигур из бамбука, по мотивам кораблей с беженцами в Средиземном море. И по периметру цитаты о непростых путешествиях в жизни, о помощи беженцам.

Узнай себя в нём и в ней, которые не как ты и я…

Масштабная инсталляция из 2000 единиц одежды. 

Модерн — в первую очередь о том, что мы видим в этом, как мы понимаем и чувствуем. Как интерпретируем. Мне казалось следующие кадры — о нашем чрезмерном потреблении. Еще и еще. Консьюмеризм — религия 21 века. Есть надежда, что это все же привычка поколений «дефицита». После тотальной бедности и ограниченности в прошлом веке и сейчас происходит подмена: вместо качества берут количеством.

Laundromat, 2016. Aj Wei Wei, Dusseldorf

А на самом деле это стиральная машина-автомат, тоже связана с лагерем беженцев в Греции. Вещи привезены после его закрытия автором в Берлин, постираны, пронумерованы, развешаны с ярлыками… Знаю из личного опыта переездов из страны в страну, как утрачивается смысл вещей, которые тебя окружают. Сразу сужается круг самого необходимого: только книги, некоторые детские игрушки, подарки от всей души, воспоминания.

Антивоенная керамика

С фотографиями на заднем плане за тарелками: море бесполезных похожих кадров из обыденной жизни и путешествий. Кадры, которые мало кто когда посмотрит. Дубляж ненужных моментов, опять же количество, а не качество. И бесполезность, размытие, невозможность сосредоточиться на чем-то значимом, крупном и важном…

Fuck it!

История ареста и заключения. Эффект контроля и полной несвободы достигается с помощью огромных камер, внутри которых сцены из жизни Ай Вэйвэя. За ними посетитель может наблюдать (как Большой Брат) сверху и в окошках сбоку.

В камере

Допрос и досмотр

Жизнь под присмотром

Золотой век Китая

И присмотритесь: на обоях за золотыми головами соцветия из видеокамер.

Ай Вэйвэй концептуален, провоцирует думать и чувствовать, находить новые значения, связи, эмоции.

Впечатления и фото: Ирина Хмельницкая

Дракон благополучно вернулся в школу. Учительница впечатлилась, сказала, что тоже на выставку Ай Вэйвэя собиралась.

Поделиться записью:

Искать

Посмотреть все результаты