Там, где живут чудовища
В опере мы давно не были. Потому что у мужа еще с детства травма: их в одесской «Молодой гвардии» регулярно таскали в оперу, поэтому ни слова про оперу. Но тут вдруг премьера в нашей Рейнской опере — по мотивам книги, которая стала классикой мировой детской литературы. Книга Мориса Сендака «Там, где живут чудовища» появилась у нас однажды под елкой, еще в Израиле. И стала украшением нашего списка «Читаем в 5 лет». И мы не могли не пойти. Совершенно спонтанно во время прогулки зашли в кассы Оперы в центре, и там на весь зал оставалось только 5 билетов! Это за неделю до спектакля!
Опера начинается с билетов. Их в кармашек сложили. Интересная штука: билеты в оперу, на футбол и хоккей сразу включают себя проезд к залу/стадиону/арене и назад. У нас проездной. Но для подарочной или семейной поездки это очень удобно. При стоимости одой поездки для взрослого 2,80 евро, это приятный бонус.
Теперь о книге и спектакле. История про мальчика Макса всего из 359 слов. Макс расшалился, устроил знатный «шурум-бурум», а мама, которая тщетно пыталась вернуть ребенка из этого бурума, отправила сына спать без ужина. Книга была издана в 1963 году, поэтому такой гуманизм, ребята. Ребенок во сне попадает в страну чудовищ, они избирают Макса своим царем. Но сон быстро закончился, и Макс понял, что он в той самой комнате, где его ждал ужин, который не успел даже остыть… Вот и всё, если о содержании.
Что очень понравилось: время оперы для детей. 11 утра в воскресенье — не слишком рано, не слишком поздно, отлично. По солнечному свежему центру Дюссельдорфа на подходах к зданию Рейнской оперы торопились мамы в нарядных легких платьях, важные папы, девочки в модных юбках и платьицах, мальчики чуть наряднее, чем обычно.
Еще до начала спектакля на краю сцены ходил дворецкий, персонаж из оперы, как будто готовил все к началу: смахивал пыль, смотрел на карманные часы на цепочке. Такой перформанс до начала основного действия — для детей именно то, что нужно. Основная целевая аудитория — дошкольники и младшие школьники. Им все еще сложно долго ждать в силу возраста. Особенно на одном месте. А тут внимание переключают, готовят.
Готовились и музыканты, оркестр. В оркестровой яме.
Музыкальное оформление прекрасное: оркестр не остановился ни на минуту. Настроение, фон, эмоции. Никаких резких переходов, от которых вздрагиваешь и дети пугаются. Фото только, чтобы вы могли представить, как все было.
В зале потом не было пустых мест, просто снимать уже неудобно. С улицы здание оперы е производит такого впечатления торжественного, а внутри действительно интересно. Декорации нас покорили. 2 этажа — 2 мира. Детский мир в детской комнате, на первом этаже — собрались взрослые.
В окно на втором этаже дул ветер, из сундука под окном появилась игрушечная обезьяна, которая совсем скоро ожила. И не было никаких сомнений, что она настоящая. Костюмы чудесные!
Если внимательно рассмотрите группу актеров на фото ниже, в правом углу, одна исполнительница с костылями, Дело в том, что перед началом спектакля на сцену вышла женщина, пожелала всем приятного просмотра и рассказала, что исполнительница роли Мамы Макса утром серьезно повредила ногу. Можно было отменить спектакль, но им очень не хотелось, поэтому ассистентку дирижера переодели в костюм, она играла роль, а партию пела уже актриса на костылях, для нее стульчик поставили. Все ей поаплодировали еще в самом начале, отнеслись с пониманием. И в конце тоже овациями поддержали.
На люстре, которая над обеденным столом, каталась потом та самая обезьяна, из картины вываливались/выходили новые персонажи. Одним словом, страна чудовищ. Вот у них тоже костюмы были — как будто только что с модного показа. А у Макса шляпа — супница с обеденного стола. Потом в финале он шляпу снимает, крышку открывает, а из нее белый дым/пар — мол, ужин-то еще не остыл. А горничная в белом передничке вдруг превращается в эксцентричную ящерицу с хвостом. Очень гармоничные и пластичные актеры.
Слова в титрах подавались с проектора над сценой, мы еще и читать успевали, но мало, потому что и так многое понятно. И повторов много.
Все на одном дыхании: ровно 45 минут. Один акт, как и выло заявлено. Больше и не нужно. Это идеальный тайминг для детей. Больше было бы в тягость.
И потащили дети эти подушки/чемоданы за ручки вниз: это такие мягкие подставки на кресла, чтобы сидеть было повыше. После спектакля как дополнительный фан — вернуть их в пункт приема внизу рядом с гардеробом.
Тут же реклама других постановок. Думаем еще на «Пигмалион» сходить. И все в одной стилистике, красиво, правда?
На заглавном фото программка к опере «Там, где живут чудовища». Один разворот. А еще внутри либретто в картинках. И процесс создания грима, как рождается образ.
Вышли в чудесном настроении с твердой уверенностью, что обязательно еще сходим в оперу. Это прекрасно!
Тут еще такое выясняется: Феликс Мендельсон Бартольди, автор знаменитого свадебного марша, много лет был дирижером дюссельдорфской Оперы.
Фото и заметки: Ирина Хмельницкая