Дети фотографа Полевого
Эксклюзивное интервью и фотографии: Даниил Полевой — фотограф без границ! Про секреты детской фотосъемки, про особенности национальной подготовки фотографов, про вдохновение и многое другое!
На твоем сайте есть удивительный раздел «Детские фотографии». Каждый кадр – новая история, мини-рассказ. Как ты обычно готовишься к съемке детей? Есть ли какие-то секреты, как тебе удается наладить контакт с маленькими моделями?
Ой, это длинная история. Необходимо начать с того, что я с 13 лет принимал участие в семейных лагерях днепропетровского еврейского общинного центра. Моя мама в ЕОЦ работала администратором, а я начинал в этих лагерях в качестве ханиха,а затем и мадриха. Меня всегда ставили работать в группы со старшими детьми (даже не детьми, а подростками),т.к. все отлично знали, что «Даня не хочет работать с малышами». Я всем и всегда говорю, что я не люблю маленьких детей. Но при этом, именно дети на моих фотографиях рассказывают целую историю. Возможно, это связанно с тем, что в каждом ребенке я вижу индивидуальность и личность. Я не считаю, что с детьми нужно сюсюкаться и играть в прятки. Дети все отлично понимают. Я выступаю за правду в фотографии. Думаю, именно по этому, я так люблю снимать детей и концерты. В этих жанрах нет «поз». Люди не позируют, а ведут себя так, как если бы перед ними не было фотоаппарата. К сожалению, взрослые так не умеют…
К съемке детей я не готовлюсь. Совсем не готовлюсь. Я никогда не выдумываю позы. Главное, чтобы в то время, когда я снимаю, ребенок был чем-то занят. Если ребенка просто усадить перед фотоаппаратом, из этого ничего хорошего не получится. Да, будут фото с ребенком, но не будет души и истории. Когда ребенок занят (рисует, лепит, с кем-то играет), он всю свою энергию выплескивает на ту деятельность, которой занимается. Моя роль в этом случае сводится к тому, чтобы поймать эту энергию на матрицу фотоаппарата.
По поводу секретов… Да нет никаких секретов. Хотя, нет, есть один. С ребенком нужно познакомиться не в день съемки, а чуть раньше. Он должен воспринимать фотографа не как дядяю с куском черного пластика в руках, а как Даню, который уже приходил в гости. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности. Тогда все будет отлично.
Самая запоминающаяся фотосессия с участием детей?
Ой, а у меня нет не запоминающихся. Я всех помню. Дети- мои друзья. А друзей не забывают. И еще, я не делаю фотосессии с детьми. Я считаю, что это жестоко и не правильно. Ребенок не может долго нести энергетическую нагрузку. Для меня самый удачный вариант, это когда я получаю 10-12 фотографий ребенка. Но это именно те фотографии, которые мне нужны. Съемка детей – чистая удача. Повезло- есть фото, не повезло — …
Бывают ли «детские» съемки с продолжением – ты встречаешься-общаешься с ребятами и после фотосессии (отдать фотографии/посмотреть на реакцию/поболтать)?
Именно детским психологическим портретом (мне кажется, именно в этом жанре я снимаю детей) я начал заниматься в 2008 году. Я работал на семейных лагерях-семинарах, организованных днепропетровской студией «ЭкоАнима» и Машей Красной. Моя задача была вполне понятна — хроника событий. Но кроме этого, я снимал и детей. Каждую ночь я печатал фотографии и вывешивал их на стене одного из домиков (там, где все ходят и все могут увидеть фото). Людям это нравилось. В конце люди копировали фотографии, снимали фото с этой стены… Главную реакцию я получил в этом году. Я не смог поехать в лагерь. А родители и дети подходили и спрашивал про меня. Многие ждали, что я приеду. Вот это самая главная реакция для меня. Родители и дети ждали меня.
Родители во время съемки чаще помогают или мешают детям и фотографу? Чего не стоит делать папам и мамам в процессе фотографирования (если снимает кто-то и если фотографируют сами)?
ОООО! Самый правильный вопрос! Родителям надо вспомнить о том, что перед ними не модель, а их любимое чадо. Самое ужасное для меня как фотографа — это когда родители начинают отдавать ребенку команды: «Встань так… Сделай так…». Ребенок напрягается и включает механизмы защиты. Иногда родители становятся за спиной фотографа, надуваются и следят за происходящим. Это тоже не правильно. Ребенок начинает чувствовать вину. Но не найдя причин своей вины, начинает их создавать.
Самый правильный вариант — участие. Родители должны принимать участие в том, что делает ребенок.
Во-первых, это очень полезно с точки зрения педагогики. Ребенок воспринимает родителей не как тиранов, а как друзей.
Во-вторых, это очень заряжает. В ребенке столько энергии, что ее с головой хватит для мамы, папы, бабушек и дедушек.
В-третьих, родители сами отвлекаются и забывают о фотографе. Тогда можно спокойно снимать. И поверьте, фотография может быть в сто раз лучше, если на ней будет не ребенок, а семья.
Семья- это важно.
Что или кто вдохновляет тебя на творчество или просто поднимает настроение?
Во многом меня вдохновляет интернет. Я очень много времени провожу в сети, читаю, смотрю. У меня в браузере миллион вкладок на какие-то фотографии и сайты.
Настроение мне поднимает музыка (я жуткий меломан), картинка (я очень люблю город, много снимаю репортажей на тему городской жизни). Конечно же, семья, друзья. Я – социофоб, и очень плохо иду на контакт с незнакомыми людьми. У меня очень мало друзей, но это люди, которые всегда готовы помочь и очень меня заряжают.
Многие фотографы рекомендуют начинающим просматривать работы известных мастеров в поиске новых идей для творчества. У тебя есть «любимые» фотографы? Какие сайты регулярно смотришь, что порекомендуешь в качестве источника вдохновения?
Я не рекомендую смотреть работы известных мастеров! Вернее, их смотреть надо, чтобы не теряться в беседе на тему фотографии. Но учиться надо у не очень известных. Смысл учиться у тех, кого копируют все? Нужно учиться у тех, кого копируют единицы. Тогда ваши фото будут уникальными, а не слегка исправленной копией чужих шедевров.
Да, конечно же, у меня есть любимые фотографы. К сожалению, почти никто из них не занимается детской фотографией. Это Danny North, Nikola Tamindzic, Dan Busta, Kelley Ryden (вот она занимается детским фото,но немного другим жанром), Rankin. Из русскоговорящих – Andrew Davidovsky и Lana Dashevsky (лучший свадебный фотограф Израиля!).
По поводу сайтов- в первую очередь блоги на LiveJournal и Tumblr. Каких-то конкретных сайтов я не знаю. Многие интересные сайты – блоги фотографов и иллюстраторов. Для поиска вдохновения с головой хватит ЖЖ и Тумблера.
Учеба в школе тебя вдохновляла на творчество или наоборот? Ты учился в необычной школе (Еврейская школа № 144 г. Днепропетровск, Украина), расскажи о самых ярких школьных воспоминаниях.
Мне в школе было тяжело. В моем классе было 20 девочек, и 7 мальчиков. Почти все дети были из семей выше среднего уровня достатка. Общался я, в основном, с девочками (сейчас так же). Всегда пытался как-то выделиться из общей массы. Вместо кипы носил всякие вязаные шапочки, раскрашивал рубашки из баллончиков с краской. На многих уроках занимался совсем не тем, чем надо было бы, — рисовал стенгазеты, клеил открытки и т.д. (учителя знали про мои способности). Принципиально учил только то, что мне было интересно. На остальных уроках просто сидел и рисовал. При этом, школу окончил с 2 тройками- по алгебре и геометрии, а на последнем звонке в 11 классе именно я нес первоклашку с колокольчиком.
Воспоминаний море. Это и экзамены (я был одним из троих человек, которые выбрали сдавать мировую литературу) и перемены (классе в 7 выбил головой дверь в кабинете украинского языка). Обычно, пытался себя вести хорошо, не буянить. Принимал участие в конкурсах на знания ТаНаХа, проводил школьные линейки, участвовал в театральной студии. Многие учителя ко мне хорошо относились и относятся. Иногда прихожу в школу, пьем чай с вафлями. С учительницей математики я до сих пор не разговариваю.
Как выглядит выпускной альбом Дани Полевого? Если бы сейчас тебе предложили сделать школьный фотоальбом вашего класса, какой была бы концепция? Вообще доводилось снимать выпускные альбомы?
Выпускные альбомы никогда не снимал, и, честно говоря, мне эта идея не очень нравится. Главное отличие русского выпускного альбома от других заключается в том, что все должны быть одинаковыми. Всех усаживают в одной позе, с одинаковым поворотом головы. Мне это совершенно не нравится. Я против такого подхода.
В моем выпускном альбоме все точно так же. Все одинаковые. Правда, я не в пиджаке, а в жилетке. У меня в ухе серьга, и я в шапочке, а не в кипе.
Для кого создаются эти альбомы? Для детей. Чтобы через 5-10-15 лет можно было его открыть, посмотреть на фото, и сказать: «О, да это же Вася, он всегда играл в карты на последней парте». Фотографии должны показывать ребенка именно таким, каким он был в то время, а не таким, каким его хотели видеть учителя.
Если бы я делал альбом, я бы для каждого ученика выделил чуть больше места, чем 5 см на 7 см. Чтобы можно было что-то написать в альбоме у каждого. Какие-то воспоминания (их же так приятно читать через много лет). Радикально поменял бы фото. Каждого ученика изобразил так, как он этого хочет. Если девочка хотела быть моделью, это надо показать. Если мальчик хотел стать бизнесменом, для этого тоже должно найтись место в альбоме.
Бываешь на встречах выпускников? Как реагируют учителя и одноклассники на то, чем ты занимаешься сегодня?
На встречи класса не хожу. Я с этими людьми не дружил и дружить не стал. Да, были люди, с которыми я общаюсь. Но я с ними продолжаю общаться и без помощи встречи класса. Они мои друзья. Я знаю, чем они живут, а они знают, где сейчас я.
Учителя всегда видели, чем я занимаюсь, и для них не стало новостью то, что я продолжил этим же заниматься и после школы (к слову, я дипломированный юрист со специализацией «авторское право»). Учителям интересно и приятно знать, что у них учился такой мальчик. А одноклассники… Многие воспринимали это не так, как следовало бы. Ну, у каждого свое счастье и свои взгляды на то, как надо жить.
Учеба в Израиле: что тебя больше всего удивляло, радовало? Что мешало? (желательно на примере разных учебных заведений;)
Я почти не учился в Израиле. Я приехал в Израиль в середине 2009 года по программе Маса. Жил в Беер-Шеве. Ехал изучать фотографию, а получилось так, что всех «надули», и мы изучали графику. Это мне было не очень интересно, т.к. большинство учителей учили тому, что знали сами, а эти знания были времен начала 90-ых. Я начал сопротивляться (во мне иногда просыпается революционер), и нам сделали занятия по фотографии. Курсы вел бывший студент Бецалеля — Nikolas Smirnov. Научить он меня ничему не мог, т.к. в группе 90% совсем ничего не знали о фотографии. На этих занятиях я выступал в качестве помощника учителя. Помогал ставить свет, что-то показывал на своем примере. Главное, чему меня научил Ник, — смотреть. Пока все дружно жевали фалафель на переменах между занятиями, мы с Ником смотрели фотографии современных мастеров, обсуждали ситуацию, в которой находится израильская фотография, делились каким-то опытом. Это было круто. Это дало мне больше, чем все то, чему я учился до этого.
После Масы я принял гражданство, и хотел поступать в Бецалель на курс фотографии. Но всегда есть несколько «но». У меня не было возможности учиться, т.к. в случае начала учебы, я бы не смог себе позволить снимать где-то угол и что-то есть. Так же, я посмотрел уровень студентов. Ужасно. Все очень плохо. И совсем не понятно, либо берут туда людей с определенным взглядом, либо учат там не такие уж и хорошие мастера. А еще мне рассказывали, что меня могут не взять в Бецалель из-за уровня. Мол, если у абитуриента уже высокий уровень, ему могут отказать в учебе, т.к. нечему его больше учить. Дальше только практика.
Вот на этом моя учеба в Израиле и окончилась. Увы и ах.
Какое учебное заведение или студия максимально повлияли на твое мировоззрение, на творчество?
Когда мне было 7 лет, мама отвела меня в студию «Веснянка». В этой студии детей учили рисовать, лепить, писать, снимать… Учителями там были известные педагоги Красный Юрий Евсеевич и Курдюкова Лина Ивановна. Потом был период, когда я ходил в художественную школу (откуда меня удачно «выдавили»,т.к., по мнению учителей, я не умел рисовать). В 12 лет я попал в студию творческого развития «Симха». В этой студии так же преподавали Юрий Евсеевич и Лина Ивановна. Вместе с ними в студии работала их дочь Маша Красная. В этой студии я остался на всю жизнь. Там я учился до 17 лет (пока не уехал учиться в Москву). Именно там меня научили всему тому, что я умею, и всему тому, что я открою в себя дальше. Студии «Симха» уже давно нет. Семья Красных переехала в Израиль в 2004 году. Сейчас есть студия творческого развития «AnimaziA» (в Иерусалиме и Петах Тикве). В Иерусалиме преподают Юрий Евсеевич и Лина Ивановна, а в Петах Тикве — Маша. С этими людьми я никогда не прерывал связь. Много общаемся, и я продолжаю учиться. Уже немного на другом уровне. Возможно, меня тоже можно будет найти в этой студии, когда я вернусь в Израиль.
Сейчас лето, каникулы. Где ты обычно отдыхал в детстве? Чем занимался? Успевал читать литературу по списку, заданному на лето? Что из последнего прочитанного хорошо бы прочесть каждому?
К сожалению, у меня каникул нет. До недавнего времени работал продюсером в рекламном агентстве, а сейчас диджитал дизайнер на аутсорсе.
В детстве у меня был период пионерских лагерей. Много времени проводил дома. Книги читать начал поздно (лет в 7). Но начав, больше никогда не останавливался. Школьную литературу по списку не читал. У меня была очень классная учительница литературы и русского языка, благодаря которой я и сам начал писать (с 2005 года вхожу в международный союз писателей). Мы по литературе проходили очень правильные вещи: «1984», «Мы», «Заводной апельсин», «Три товарища»…
Очень любил и люблю рассказы Этгара Керета. Конечно, мы его в школе не изучали, но именно этот автор на меня очень повлиял. Мечтаю побывать у него на воркшопе.
Пару дней назад перечитывал «Скотный двор» Джорджа Оруэлла. Люблю эту книгу. Сейчас думаю о том, чтобы перечитать роман «Чума» Альбера Камю.
Достижения Даниила Полевого это: … ?
Хочется верить, что все достижения будут впереди, а то, что было, всего лишь разминка.
Коллажи Даниила Полевого
Блиц
Твои любимые детские книжки:
Город Королей, Крошка Цахес, Алиса в Зазеркалье.
Если бы тебе предложили сделать коллажи-иллюстрации к детскому произведению, ты бы какое выбрал?
Алису в Стране Чудес или Приключения Чиполлино.
На скольких языках говорит и читает Даниил Полевой (списочек)?
Русский, украинский, английский и иврит (правда, на последнем говорю не очень хорошо). В институте еще изучал латинский язык.
Самый запоминающийся подарок, который тебе когда-либо дарили?
Коробка (размер, как у коробки от обуви) набитая чупа-чупсами. Люблю эти конфеты.
Самый запомнившийся подарок, который преподнес ты?
Своей знакомой Миле я привез из Москвы пачку молока «Милая Мила».
Фирменный рецепт хорошего настроения от Даниила Полевого: никогда не задумывайтесь над тем, что было в прошлом. Мы ничего не можем исправить, но можем сделать что-то иначе в нашем будущем.
Мне очень нравится фраза на украинском, мне кажется, она очень правильная: «Я гнiвався на Бога за те, що не мав взуття, доки не побачив людину, яка не мала нiг».
Твой любимые семейные праздники: Новый год и Ханука.
Какие мультфильмы тебе нравились в детстве? Сейчас как часто ты ходишь смотреть мульты в кинотеатре?
Очень любил Тома и Джери. Любил советские кукольные мультфильмы. Сейчас люблю японскую анимацию (Хаяо Миядзаки). Люблю серьезную, взрослую анимацию: Вальс с Баширом, $9,99 (это фильм по рассказам Этгара Керета).
Я редко хожу в кино. Последний раз был в начале 2010 года.
Страна и город, которые тебя больше всего впечатлили:
Я мало где был! Но мне нравится то, что я знаю об Исландии. Думаю, я бы смог полюбить эту страну. А если город, то только Тель-Авив. Это абсолютно мой город. Он мне близок по духу. Очень хочу жить именно в Тель-Авиве.
Мечта Даниила Полевого? Не скажу, иначе не сбудется.
Все фотографии к посту из архива Даниила Полевого!
Интересные ссылки:
98 метров одиночества — ЖЖ Даниила Полевого